стадии избирательного процесса

27 июня, 2023

 

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(ОБЩИЙ АЛГОРИТМ)

Избирательный процесс представляет собой многоступенчатую процедуру, состоящую из нескольких стадий. Содержание стадий, их перечень, сроки их начала и окончания могут различаться в зависимости от проводимой избирательной кампании.

В избирательном процессе условно можно выделить следующие основные стадии:

1) утверждение схемы избирательных округов;

2) принятие решения о назначении выборов и опубликование этого решения (со дня официального опубликования решения начинается избирательная кампания);

3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов);

4) сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) для непарламентских партий;

5) регистрация кандидатов (списков кандидатов);

6) предвыборная агитация;

7) голосование избирателей;

8) подсчет голосов и установление итогов голосования в участковых и вышестоящих избирательных комиссиях;

9) определение результатов выборов уполномоченной на то комиссией;

10) представление организующей выборы комиссией отчета о расходовании средств (после представления отчета избирательная кампания завершается).

2.1. Утверждение схемы избирательных округов

Избирательный округ представляет собой единую территорию. Не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, кроме анклавных территорий.

Схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется избирательной комиссией, организующей выборы, на основании данных о численности избирателей. Депутаты представительного органа утверждают схему избирательных округов.

Одномандатные и многомандатные избирательные округа формируются с соблюдением принципа примерного равенства числа избирателей на один депутатский мандат (из этого правила есть оговоренные законом исключения).

Принятие решения о назначении выборов и опубликование этого решения

Избирательная кампания начинается со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов.

В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ:

-решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;

-о назначении выборов в орган государственной власти субъекта РФ – не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;

-о назначении выборов в орган местного самоуправления – не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Если уполномоченный орган (или должностное лицо) не назначит выборы в указанные сроки либо уполномоченный орган (или должностное лицо) отсутствует, выборы назначаются:

-в федеральные органы государственной власти – ЦИК России в порядке, установленном федеральным законом;

-в органы государственной власти субъекта РФ – избирательной комиссией субъекта РФ не позднее чем за 80 дней до дня голосования;

-в органы местного самоуправления – соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов)

Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов согласно Федеральному закону № 67-ФЗ или иному закону, регулирующему конкретные выборы.

Непосредственное выдвижение может быт осуществлено путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может осуществляться политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законом, иным законом, регулирующим конкретные выборы, после поступления в соответствующую избирательную комиссию заявления в письменной форме о согласии баллотироваться.

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов)

В поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) от непарламентских партий могут собираться подписи избирателей.

Основные требования к порядку сбора подписей избирателей установлены Федеральным законом № 67-ФЗ, который определяет порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, а приложениями к Федеральному закону № 67-ФЗ установлены единые формы подписных листов.

 

Регистрация кандидатов (списков кандидатов)

Регистрация кандидата (списка кандидатов) осуществляется избирательной комиссией при наличии всех необходимых для этого документов и необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), которая освобождена от сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов).

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать 10 дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата (списка кандидатов) требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) либо об отказе в ней.

Информирование избирателей, предвыборная агитация

Федеральным законом № 67-ФЗ установлено, что информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

На избирательные комиссии законодательством Российской Федерации о выборах возложена обязанность обеспечивать информирование избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах, об избирательных объединениях.

Предвыборная агитация, исходя из положений Федерального закона
№ 67-ФЗ, – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). 5

 

В отличие от деятельности по информированию к предвыборной агитации не предъявляются требования объективности, достоверности и соблюдения равенства кандидатов, избирательных объединений.

Законодательством Российской Федерации о выборах установлены требования к формам, методам предвыборной агитации, а также предусмотрен ряд ограничений при ее проведении, направленных на обеспечение свободы выборов, недопущение нарушений избирательных прав граждан, злоупотреблений прав лиц, проводящих предвыборную агитацию. Избирательные комиссии контролируют соблюдение законодательно установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений, в том числе во взаимодействии с правоохранительными и иными органами.

Голосование избирателей

Не позднее чем за 10 дней до дня голосования ТИК и УИК обязаны оповестить избирателей о времени и месте голосования через СМИ или иным способом. Как правило, голосование проходит с 8 до 20 часов по местному времени. Председатель УИК непосредственно перед началом голосования предъявляет к осмотру членам УИК, наблюдателям и другим присутствующим на избирательном участке лицам пустые ящики для голосования (отсеки технического средства подсчета голосов – в случае их применения), которые после этого опечатываются печатью УИК. Каждый избиратель должен голосовать лично, голосование за других лиц не допускается. Если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить его, принять участие в электронном голосовании, то он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, однако им не может быть член избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата, доверенное лицо кандидата, избирательного объединения, наблюдатель.

Члены УИК выдают избирателям бюллетени по предъявлении паспорта или иного документа, заменяющего паспорт гражданина. Избиратель либо сам проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или иного документа, либо с его согласия эту запись вносит член УИК. Избиратель проверяет правильность записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине или ином оборудованном месте путем проставления любого знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов.

Подсчет голосов и установление итогов голосования в участковых и вышестоящих избирательных комиссиях

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования, осуществляется открыто и гласно и проводится без перерыва до установления его итогов, о которых должны быть извещены все члены УИК, а также наблюдатели.

После окончания времени голосования члены УИК в присутствии наблюдателей, иных лиц подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят в специальную строку протокола об итогах голосования число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями.

Решение УИК об итогах голосования на соответствующем избирательном участке принимается на итоговом заседании УИК и оформляется протоколом об итогах голосования. Протокол должен быть подписан всеми присутствующими членами УИК и заверен печатью УИК.

Определение результатов выборов уполномоченной на то комиссией, их опубликование

После подписания членами УИК первых экземпляров протоколов об итогах голосования, а также выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, они немедленно поэтапно поступают в вышестоящие избирательные комиссии (система комиссий зависит от уровня и вида выборов). Каждая вышестоящая избирательная комиссия суммирует полученные от нижестоящих комиссий данные и оформляет свое решение протоколом об итогах голосования, который передается дальше – в избирательную комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом по территории, на которой проводились выборы, и определяющую результаты соответствующих выборов.

Официальное опубликование результатов выборов и данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), а при проведении выборов в органы местного самоуправления также голосов избирателей, поданных против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.

Представление организующей выборы комиссией отчета о расходовании средств

В соответствии с нормами Федерального закона № 67-ФЗ расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств, выделанных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета).

Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссии по финансовым 8

 

вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Отчет о расходовании средств, выделенных на проведение выборов, представляется председателем УИК в вышестоящую избирательную комиссию с приложением первичных бухгалтерских документов.

Составление финансового отчета УИК осуществляется по статьям затрат: оплата труда, транспортные расходы, услуги связи, хозяйственные расходы.

При передаче отчета УИК в вышестоящую избирательную комиссию документ подписывается председателем УИК и заверяется печатью