ОТКРЫТОСТЬ И ГЛАСНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИК
Общие принципы обеспечения открытости и гласности
В соответствии с законодательством Российской Федерации избирательные комиссии осуществляют свою деятельность открыто и гласно.
На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении работы со списком избирателей, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать:
-члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов;
-зарегистрированный кандидат, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам;
-уполномоченный представитель избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован, или кандидат из указанного списка;
-представители СМИ (на заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать только представители СМИ, аккредитованные в соответствии с требованиями Федерального закона № 67-ФЗ).
Кроме того, с момента начала работы УИК в день голосования, а также в дни досрочного голосования вправе присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
Важно отметить, что комиссия обязана:
-обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей;
-внести в список лиц, присутствовавших в помещении для голосования в день голосования и при установлении его итогов, зафиксировав время их прибытия в УИК.
В целях обеспечения открытости и гласности председатель УИК непосредственно выполняет следующие функции:
-своевременно информирует всех заинтересованных лиц о проведении заседаний УИК;
-в дни голосования обеспечивает лицам, присутствующим при голосовании и подсчете голосов избирателей, возможность обзора всех действий, выполняемых УИК;
-разъясняет порядок действий УИК при проведении голосования во всех формах.
Важно знать: УИК должна обеспечивать доступность обзора в помещении для голосования. В поле зрения лиц, присутствующих в помещении для голосования, а также в зоне видимости видеонаблюдения должны находиться:
-места выдачи бюллетеней;
-места тайного голосования;
-ящики для голосования;
- технические средства подсчета голосов при их использовании;
-места перемещения бюллетеней в сейф-пакеты (при проведении многодневного голосования);
-места хранения сейф-пакетов (при проведении многодневного голосования);
-место подсчета голосов.
Наблюдатели
Наблюдатель – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
Для осуществления наблюдения необходимо иметь направление, которое действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Направление представляется в УИК в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования).
Наблюдатели вправе находиться в помещении для голосования, наблюдать за процессом голосования и подсчетом голосов избирателей, а также вправе ознакомиться:
-со списком избирателей;
-со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения;
-с реестром избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей;
-с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
-с актами, составленными в отношении каждого использованного сейф-пакета;
- с актами проведения голосования вне помещения для голосования;
-с данными протоколов УИК об итогах голосования.
Наблюдатели на избирательном участке не имеют права:
-выдавать избирательные бюллетени;
-расписываться за избирателя в получении избирательного бюллетеня;
-заполнять за избирателя избирательный бюллетень;
-совершать действия, нарушающие тайну голосования;
-принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней;
-препятствовать работе избирательной комиссии;
-проводить агитацию;
-участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Представители СМИ
При осуществлении своей деятельности на избирательном участке представители СМИ имеют определенные права и обязанности, а также должны придерживаться определенных правил проведения фото- и видеосъемки.
Аккредитованные представители СМИ вправе:
-находиться в помещениях для голосования в день (дни) голосования, в дни досрочного голосования;
-присутствовать при подсчете голосов избирателей, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках;
-присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов;
-производить фото- и видеосъемку в помещениях для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии.
Представители СМИ также имеют право:
-знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;
-получать от соответствующей избирательной комиссии копии протоколов об итогах голосования, результатах выборов, в том числе заверенные копии протоколов участковых комиссий об итогах голосования.
Представители СМИ, находясь на избирательном участке, обязаны:
-уважать права, законные интересы, честь и достоинство избирателей, иных участников избирательного процесса;
-всесторонне, объективно и достоверно информировать читателей, телезрителей и радиослушателей;
-не нарушать общественный порядок и нормы поведения в помещениях избирательных комиссий;
-воздерживаться от вмешательства в работу комиссий.
Правила проведения фото- и видеосъемки:
-о проведении фото- и (или) видеосъемки необходимо предварительно уведомить председателя, заместителя или секретаря УИК;
-фото- и видеосъемки не должна нарушать тайну голосования.